Туризм в РК

Бомарцо. Парк монстров

БОМАРЦО // Италия / Лаций, Bomarzo

Местонахождение: Возле Витербо, Лаций, Италия
Другие названия: Villa Orsini, Il Sacro Bosco, Parco dei Mostri
Эпоха: Маньеризм; 1552-1580
Доступность: Открыт весь год с 8.00 до заката. EUR 9 (07/07)
Проезд: Электропоезд Рим-Витербо (60 км), из Витербо рейсовый автобус до Бомарцо (2-3 раза день)
Контакты:
01020 Bomarzo Viterbo Italy
tel/fax +39 0761 924029

Сайты:
www.parcodeimostri.com (англ., итал.)
info@parcodeimostri.com
Литература:
    * Darnall M.J., Weil M.S. Il Sacro Bosco di Bomarzo: Its 16th-Century Literary and Antiquarian Context // Journal of Garden History. Vol. 4. № 1. January-March 1984
    * Bredekamp H. Vicino Orsini und der Heilige Wald in Bomarzo: Ein Fürst als Künstler und Anarchist. Bd. I-II. Worms, 1985
Парк Чудовищ - карта
Парк, находящийся в долине возле замка городка Бомарцо, создан по замыслу герцога Пьерфранческо Орсини (ок. 1513 - 1584), который стремился придать ему черты загадочного, заколдованного места, называл "Священным лесом" (Il Sacro Bosco) и "замком Атланта" -- волшебника из поэмы Лодовико Ариосто "Неистовый Роланд". Современная "торговая марка" этого памятника - "Парк чудовищ", Parco dei Mostri.
Замок Атланта - парк чудовищ
Парк расположен на нескольких террасах и украшен десятками скульптур, высеченных из скальных выступов. Намеком на его программу служит пятиметровая статуя гиганта, держащего за ноги другого каменного человека. Это фигура Роланда, впавшего в неистовство и разрывающего попавшегося ему на пути дровосека.
Карта Парка чудовищ
...А другой
Закарабкался на скалу и на отрог,
Чтобы выше утаиться от бешеного,
Но вотще --
Тот, нещадный,
Хвать подпрыгнувшего за обе ноги
И, насколько стало развода рук,
Разорвал его на две половины.

Пер. М.Л. Гаспарова

Среди гигантских скульптур Бомарцо -- распростертая женская фигура, черепаха с фигурой Славы, ползущая к пропасти, в которой видна разверстая пасть, беседки-маски с разинутыми ртами, самка дракона, дерущаяся со львицей (обе с детенышами), слон, хоботом поднимающий упавшего воина.
Павильон-маска. Рисунок Джованни Гуэрра. 1590-е Бомарцо. Безумный Роланд
Проход на верхние террасы украшен фигурой трехголового Цербера, намекающей на адскую природу нижних частей парка; выше всего расположен храм классических форм, посвященный памяти супруги Орсини, Джулии, умершей в 1564 году. Пройдя весь "Священный лес", посетитель должен был вспомнить о любовном безумии Роланда и пережить противоборство любви земной и небесной.
Бомарцо. Цербер. Рисунок Джованни Гуэрра. 1590-е Бомарцо. Цербер
Парк Бомарцо богат философскими и литературными смыслами, которые постигаются через блуждание среди "чудовищ" по неровной почве (нестойкость обстановки усиливает зрелище наклонного, якобы падающего дома) раздумья над не поддающимися расшифровке сюжетами и чтение многочисленных стихотворных надписей.

Бомарцо. Храм Бомарцо. Падающий дом

Одна из них приглашает пережить испуг от встречи с "пугающими" лицами и животныи:

VOI CHE PEL MONDO GITE ERRANDO VAGHI
DI VEDER MARAVIGLIE ALTE ET STUPENDE,
VENITE QUA, DOVE SON FACCE HORRENDE,
ELEFANTI, LEONI, ORSI, ORCHI ET DRAGHI

ВЫ, КТО ЗЕМЛИ ДОСТИГ ПРЕДЕЛОВ ОТДАЛЕННЫХ,
ДАБЫ ЕЕ ЧУДЕС ВЕЛИЧЬЮ ИЗУМИТЬСЯ,
СЮДА СТУПАЙТЕ, ГДЕ ПУГАЮТ ЛИЦА,
СЛОНЫ, МЕДВЕДИ, ЛЬВЫ, И ОРКИ, И ДРАКОНЫ

Перевод Б. Соколова
Бомарцо. Павильон-маска. Рисунок Джованни Гуэрра. 1590-еБомарцо. Павильон-маска
Павильон-маска, ставший символом Бомарцо, имеет вокруг входа-рта надпись: "Lasciate ogni pensiero o voi ch' intrate" ("Оставь раздумья всяк сюда входящий"), которая повторяет надпись на вратах Дантовского Ада, но с одной существенной заменой ("pensiero" -- "раздумье", "мысль" вместо "speranza", "надежда").
Бомарцо. Терраса Ваз и Слон
Бомарцо расположено в Этрурии, в непосредственной близости от виллы Плиния, этрусских городов и некрополей. Тему местных древностей представляют растущие из почвы капители с человеческими и звериными ликами, фигуры Гарпий, Этрусская гробница, высеченная из скалы и украшенная рельефными “иероглифами”, а также Площадь ваз.

Вазы на высоких постаментах соединяют мотивы бренности и загробного молчания с темой ожившего памятника.
Бомарцо. СфинксБомарцо. Вазы и Гарпия
Одна из надписей придает вазе значение гермы или межевого столба, стерегущего покой места: “Notte e Giorno Noi Siami Vigili et Pronte a Guardar d'Ogni Iniuria Questa Fonte” (“Ночь и День мы здесь стоим на страже верной, источник можем охранить от всякой скверны”).
Бомарцо. Павильон-маска
Желание удивить посетителя, соединение литературного и изобразительного элементов, ситуация недоуменного блуждания среди загадочных архитектурных и скульптурных форм характерны для садового искусства итальянского маньеризма. В Бомарцо идея садового сюрприза доведена до крайних пределов.
Бомарцо. Анджелика

Запущенный в течение столетий, превратившийся в настоящий лес, "парк чудовищ" всегда привлекал романтически настроенных любителей искусства. Интерес к нему оживился после визита Сальватора Дали в 1948 году. О Бомарцо снят фильм Микеланджело Антониони, написаны роман и даже опера.
Бомарцо. Надпись: Вичино Орсино в 1570-м
Сейчас парк, его скульптуры, надписи и постройки музеефицированы и находятся в прекрасном состоянии. Сюда следует ехать на целый день (заказывайте место в ресторане заранее). Обратите особое внимание на пространственную планировку, взаимное расположение скульптур и путь символического восхождения от любви инфернальной к любви духовной.

 Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)

Бомарцо. Парк монстров

Это действительно не похоже ни на что… ни на сады того времени в Италии, ни на сады того времени в других странах, ни на сады предыдущих и последующих времен, ни на что ранее существовавшее и ни на что ныне существующее…
Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)

Парк тревожной тишины

Первое, что бросается в глаза, это кажущееся отсутствие какой-либо структуры парка. Складывается ощущение, что его никто не планировал, а лишь расставлял по лесу скульптуры, играя в какую-то дьявольскую, непонятную игру. Может быть, поэтому сад называется не садом или парком, а «священной рощей» или «священным лесом»?
Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)
И впрямь настоящий лес.

Лес старый, глухой, до неестественности живописный. И тишина. Тишина такая, что рождает напряжение. Скульптуры, живущие в парке с 1552 г., с каждым годом все более и более становятся единым целым с лесом. Они «тонут» в земле, зарастают мхами, папоротниками, мелким кустарником. Создается ощущение, что среди зелени затаились живые существа непомерных размеров: кто-то из них взывает о помощи, кто-то явно угрожает оскалом.

Даже традиционные мифологические персонажи предстают перед нами в непривычном, искаженном облике. На здешних каменных ликах не увидишь умиротворения — выражения, свойственного европейской скульптуре того времени. На лицах вся гамма негативных переживаний: от безысходности до величайшего ужаса.
Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)

Сюрпризы Бомарцо

С первого момента, как только вы ступили за ворота парка, удивляет все увиденное.

Вместо скамеек — женские фигуры в страдальческих позах с изнеможенными лицами, на которые ко всему прочему предлагается еще и сесть.
Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)
Чуть дальше поджидают еще более «милые вещицы»: огромные, в три человеческих роста мужские фигуры буквально раздирают друг друга. Даже традиционный для Италии декоративный грот, где в полдень можно найти спасение от сорокаградусной жары, выполнен в весьма специфичной манере. Он представляет собой не что иное, как открытый рот великана с языком-столом. М-да… мягко говоря, «нетипично». Дальше не слаще, слоны в натуральную величину, пожирающие людей, собаки, рвущие на части дракона...
Можно по-разному относиться к парку в Бомарцо, но одно бесспорно: создавший его Франч Орсини был неординарным выдающимся человеком своего времени. И сейчас его творение остается ни на что не похожим, оригинальным и запоминающимся. Парк хранит множество секретов, которые для нас навсегда останутся нераскрытыми…
Сам замок словно вырастает из скалы. Понять, где заканчивается скала и начинаются стены, построенные руками человека, — невозможно. Строение со временем претерпело многочисленные перестройки и сейчас представляет собой комплекс отдельных квартир, куда приезжают на уикенды римляне (до Рима всего около семидесяти километров). Кстати, сам замок тоже запечатлен среди скульптур парка. Он (ни много, ни мало) венчает земной шар, говоря о могуществе владельца. Вот так вот — скромно и ненавязчиво, а мания величия налицо.
Можно по-разному относиться к парку в Бомарцо, но одно бесспорно: создавший его Франч Орсини был неординарным выдающимся человеком своего времени. И сейчас его творение остается ни на что не похожим, оригинальным и запоминающимся. Парк хранит множество секретов, которые для нас навсегда останутся нераскрытыми…
И вот мы доходим до одного из самых необычных сооружений садападающего дома.

Строение имеет достаточно серьезный уклон: порядка тридцати градусов относительно вертикали. Говорят, дом с самого начала был таким. Что это: желание удивить, развлечься?

Можно по-разному относиться к парку в Бомарцо, но одно бесспорно: создавший его Франч Орсини был неординарным выдающимся человеком своего времени. И сейчас его творение остается ни на что не похожим, оригинальным и запоминающимся. Парк хранит множество секретов, которые для нас навсегда останутся нераскрытыми…

Это дом, с реальными этажами, лестницами, окнами и дверьми, но… когда попадаешь сюда, начинает кружиться голова и мутится разум. Ощущение, что находишься в другом измерении. Может быть, это и было целью творца. Кто-то объясняет это особой энергетикой, кто-то — законами физики. В чем истинная причина необычного состояния — никто не знает.
Можно по-разному относиться к парку в Бомарцо, но одно бесспорно: создавший его Франч Орсини был неординарным выдающимся человеком своего времени. И сейчас его творение остается ни на что не похожим, оригинальным и запоминающимся. Парк хранит множество секретов, которые для нас навсегда останутся нераскрытыми…

Облегчить сердце

Наблюдая за людьми, выходящими из ворот парка, отмечаешь, что на всех лицах написана колоссальная усталость. Это при том, что размеры парка не велики, и усталость не может быть связана с физическим утомлением.Откуда же приходит ощущение «выжатого лимона»?
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.
И вообще непонятно, зачем нужен такой устрашающий парк?

Мы привыкли к тому, что парк — место для приятного отдыха. Как гром среди ясного неба звучат слова создателя парка о том, что строил он эту священную рощу, «чтобы облегчить сердце, и этого добился». Трудно представить себе столь неординарного человека. Человек с нормальной психикой не стал бы отдыхать сердцем в такой атмосфере, а если все же отдыхал, то можно себе представить, как трудно было ему в жизни мирской, обычной.
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.
Легенда гласит, что этот архитектурно-парковый ансамбль не что иное, как памятник любви, и создан хозяином в память о жене, которую он любил до безумия. И оказывается, почившая женушка погребена именно здесь, а «милые» скульптуры играют роль надгробных памятников.
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.
Чем больше думаешь об этом, тем больше хочется разобраться в истории парка, докопаться до сути. Насколько это возможно сейчас, спустя почти полтысячи лет с момента создания парка?

Попытаться все же стоит.
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.

Из архивной пыли

Итак, вот они, честные свидетели — никогда не лгущие архивы. Как всегда, становится немножко грустно от правды, от того, что развеиваются мифы. Ведь загадочные и ужасные истории о саде, придуманные людьми, наверное, и создают его колорит. Сейчас в путеводителях он и не указывается иначе, чем «сад монстров». О владельце ходят легенды. Поговаривают о том, что весь сад «построен» на семейных скандалах. Что жена не умерла сама, а убила ее все та же безмерная ревность мужа, что он поссорился с отцом и братьями, а младшего даже убил за то, что он соблазнил его возлюбленную, что парк с самого начала его основания и по сей день кишит злыми духами. Архивные записи показали, что все гораздо проще, прозаичнее.
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.
Создатель столь неординарного произведения садового искусства — принц Франческо Орсини.

Принц Орсини (безумно красивый, согласно одним источникам, и безобразный горбун — согласно другим) был высокообразованным человеком своего времени. Род Орсини был очень знатным. Одних только римских пап в нем было пять, а помимо этого множество кардиналов и кондотьеров. Сам же Франческо Орсини был военным и участвовал во многих военных походах. Один из них стал для него судьбоносным.

Это был поход, возглавляемый Генрихом II против Карла V, где Орсини выступал на стороне французов. После поражения испанцами в 1553 г. он был арестован и провел в заключении два года. Выйдя на свободу, он оставил военную карьеру. Строительство парка началось за год до ареста, и, пока испанцы находились у власти, он потерял его. И лишь в 1556 г. Орсини смог вернуть Бомарцо, тогда же он и начал приводить его в порядок.

Идеи по созданию парка принадлежали исключительно принцу, помогали же ему в этом архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио — оба по тем временам люди достаточно известные. Редко строительство какой-либо виллы обходилось без их участия. Последний же знаменит еще и тем, что заканчивал Собор Святого Петра после смерти Микеланджело.

Франческо Орсини действительно начал строить сад в память о своей жене Джулии Фарнезе.

Но никто ее не убивал, а место захоронения находится вовсе не на территории сада. Смерть Джулии — несчастный случай. Так как муж постоянно находился в военных походах, все домашнее хозяйство оставалось на ней. Она вынуждена была принимать участие во всех делах, даже тех, которыми женщины обычно не занимаются. Так произошло и на этот раз. Шло строительство замка, и она весь день проводила там, находясь в самой гуще событий. От несчастного случая на стройке никто не застрахован, а когда речь идет о строительстве замка на вершине скалы – тем более. Произошло это в 1546 году.
Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров.

Парк, полный диковин

Почему же все-таки эта роща получила название «священной»?

Современные исследователи считают, что связано это исключительно с филологическими казусами. Дело в том, что «священный» в итальянском языке — синоним к слову «чудесный», и они предполагают, что слово «священный» в данном случае использовалось именно в значении «чудный», «наполненный чудесами». Все оказывается проще, чем кажется, когда находишь реальные факты. Те же факты помогли представить скульптуры парка не злыми монстрами, как их сейчас называют, а вполне мирными существами. Почти все они мифологические герои.

Мистические фигуры буквально вырастают из травы. Вот борющиеся великаны. Они уже не кажутся столь зловещими, когда понимаешь, что это не кто-нибудь, а сражающиеся Геркулес и Какос, олицетворяющие добро и зло. Геркулес, защитник слабых, разрывает Какоса, хитрого вора, крадущего у обездоленных стада быков. По композиции скульптуры видно, что добро побеждает, и от этого оттенок зла, поразивший нас вначале, пропадает. Совсем не кажется монстром и слон, держащий человека во рту. Эта скульптура скорее автобиографична. Здесь изображен последний роковой военный поход Орсини. Слон убивает римского солдата, а на слоне сидит испанский военачальник. Надо сказать, что испанцы действительно использовали слонов в военных действиях.

Или вот падающий дом. Существует мнение, опровергающее легенду о том, что дом был таковым с самого начала. Итальянские историки предполагают, что изначально плита, на которой он стоит, была положена неровно, чтобы сбалансировать наклонную поверхность земли, потом под действием оползня она накренилась еще больше.

Вы спросите: «А какова же тогда природа тех необычных ощущений, что испытывают в этом доме посетители?»

Пожалуй, существенную роль здесь играют легенды, помноженные на многочасовую дегустацию итальянских вин, которой не избежал ни один турист.

Та самая скульптура, на голове которой расположен земной шар, увенчанный семейным замком Орсини, оказалась ничем иным, как изображением Протея, сына Нептуна. Безобидное морское божество, способное при необходимости изменять свой облик, с нимбом из крыльев бабочек и доброй улыбкой.

Монстр Орко, в пасти которого расположен грот, назван так в честь Оркус — королевы преисподней. Ее имя — производное от латинского названия акулы-касатки, схожей с ней своей ненасытностью. Чем больше мы смотрим на Орко, тем больше он интригует: если смотреть на него долго, в течение дня, то под действием света и тени выражение его лица изменяется.
Бомарцо. Слон и Вазы

Призрак оперы?

Трудно сказать, сколько лет парк строился, но известно, что он был закончен в 1585 г. Парк чудес, или «сад диковин», как его называл сам Орсини, стал зарастать, тогда-то и появилось первое упоминание о нем как о «саде монстров»: диковинные существа стали превращаться в злобные чудовища, а люди начали придумывать легенды о злых духах. И в этом, как это ни грустно, нет никакой мистики. Просто новые наследники Бомарцо не имели ни средств, ни возможности следить за садом, и он приобрел зловещий вид.

В 1645 г. Бомарцо был продан семье Ланте, а потом перешел к семье Боргезе. И та и другая фамилии достаточно известны, а их виллы являлись и являются одними из самых красивых в Италии. Уже в наше время владельцем парка Бомарцо стал Джованни Беттини, который провел его полную реставрацию и открыл для посещения. Многое в парке сделано благодаря его покойной жене Тине Беттини.
Sacro Bosco | Villa Orsini (Священный лес) (Италия, Бомарцо)
Сейчас к парку вернулась былая известность. Он снова фигурирует в художественных и музыкальных произведениях. Существует даже опера «Бомарцо», написанная по мотивам одноименного произведения.

 

Можно по-разному относиться к парку в Бомарцо, но одно бесспорно: создавший его Франч Орсини был неординарным выдающимся человеком своего времени. И сейчас его творение остается ни на что не похожим, оригинальным и запоминающимся. Парк хранит множество секретов, которые для нас навсегда останутся нераскрытыми…

 

 

Комментарии для социальных сетей

  • Отправить в..
  • Комментировать в Фейсбуке
  • Комментировать в Вконтатке
 

 
 

Также будет интересно